Минкин М.А. — директор, председатель Совета по качеству Фундаментпроекта, д-р геол.-минерал.н.; Гольдфельд И.З. — начальник отдела стандартизации и качества, сертифицированный менеджер, к.т.н.; Хижнякова А.В. — ведущий инженер по качеству отдела стандартизации и качества
Журнал «Промышленное и гражданское строительство», 2005, № 2, с. 28—30
В рыночных условиях хозяйствования решающими становятся задачи повышения конкурентоспособности предприятия по трем базисным показателям — скорости выполнения заказа, качеству услуг и товаров, наконец, стоимости их производства и реализации. Названные задачи выполняются посредством использования регулярной маркетинговой политики, грамотного делопроизводства, расширения номенклатуры и рынков сбыта предлагаемых услуг и товаров, защиты интеллектуальной собственности. Обобщив многолетний опыт различных по профилю, численности и капиталоемкости предприятий, мировая практика выработала рациональные схемы управления работой, официально закрепленные в Международной системе управления качеством продукции модели ISO 9000 (МС ISO 9000).
Всплеск интереса предприятий России к системе модели МС ISO 9000 возник в 1998 году, когда Правительство РФ и Мэрия Москвы официально заявили о признании в качестве партнеров стройкомплекса федеральных и муниципальных структур только предприятий и фирм, сертифицированных по названной системе. Это объяснялось стремлением России:
По законодательству РФ проектно-изыскательская документация федеральных и муниципальных стройобъектов оплачивается из бюджетных источников, а сами заказы распределяются на конкурсной основе по итогам подрядных торгов-тендеров. Допуск к конкурсу претендентов предполагает наличие у них Сертификата системы управления качеством МС ISO 9000. Чаще с этим сталкиваются проектные организации, имеющие своими партнерами (заказчиками или субподрядчиками) зарубежных коллег или, что значительно существеннее, строительство объекта финансируется за счет средств зарубежных инвесторов.
В России при проведении сертификации качества самой продукции в необходимых случаях (безопасность природы, людей и техники) дополнительно требуется наличие сертификата на систему управления качеством производства этой продукции. Например, для предприятий атомного, химического и биологического профиля, проектно-изыскательских организаций по строительству плотин, подземных сооружений и нефтегазопроводов требуется получение специального разрешения — лицензии на данный конкретный вид деятельности, а основным условием получения лицензии является наличие сертификата на систему качества. Поэтому многие ведущие проектно-изыскательские организации Московского региона начали активно внедрять в свою деятельность систему управления качеством на основе МС ISO 9000.
Руководство ФГУП Фундаментпроект в апреле 2002 года приняло решение о создании в институте Системы управления качеством (СК) согласно требованиям ISO 9001:2000. Проект организации СК выполнялся в три этапа, документально закрепленные календарным планом.
На первом (подготовительном) этапе были выполнены мероприятия, минимально необходимые для реализации проекта МС ISO 9001:2000 в институте. Приглашенная для оценочного аудита лицензированная организация — фирма ЦНИОпроектИНВЕСТ провела анализ существующей в институте с доперестроечного времени (1986—89 гг.) системы КС УКП. Аудиторский отчет дал реальное представление о том, с какого уровня институт может начать реализацию проекта МС ISO 9001:2000 и какой объем работы предстоит для его завершения.
Аудит позволил по возможности полнее использовать систему КС УКП института, сделав упор на развитие следующих основных факторов:
На данном этапе были поняты конкретные преимущества сертификации по МС ISO 9000: доступ к конкурсам на заказы федеральных структур, совместные проекты с зарубежными партнерами, гарантия от банкротства путем страхования строительных рисков, уменьшение залоговой стоимости масштабных проектов и т.д. Будучи сертифицированным, Фундаментпроект мог претендовать на экспертную деятельность по строительству объектов нулевого цикла в списке ведущих профессиональных организаций РФ.
Система качества по МС ISO 9000 — совокупность производственной структуры, содержательных процессов и документации этих процессов. Решение об организации СК вышло и о создании базового отдела службы качества — отдела стандартизации и качества (ОСК) закреплено на первом этапе одним приказом. Этот отдел начал разработку системы с менее значимых документов в иерархии документации, не требовавших плотного участия в работе перегруженных производственных подразделений. Был сформирован пакет документов по записям, состоящий из бланков и эталонов писем, приказов, распоряжений, визиток и т.д. Под председательством директора был организован и начал работать Совет по качеству, где обсуждались актуальные задачи создания СК.
В соответствии с требованиями ISO 9001:2000 «организация должна учреждать, документировать, внедрять и поддерживать систему менеджмента качества, а также постоянно улучшать ее результативность». На основании этого, институтом были определены процессы, необходимые для системы менеджмента качества в первую очередь, и области их применения (см. таблицу). В календарном плане организации системы управления качеством Фундаментпроекта в первую очередь были намечены к разработке документы по основным процессам СК (см. таблицу) с учетом их иерархии (см. рисунок).
Наименование процесса по ISO 9001:2000 | Составляющие документы |
Обязательство руководителей, 5.1; Политика в области качества, 5.3; Цели в области качества, 5.4.1 | ПД «Политика руководства и цели предприятия в области качества» |
Общие требования, 4.1; Требования к документации, 4.2; Руководство по качеству, 4.2.2 | Основной документ СК «Руководство по качеству» |
Фокус на потребителя, 5.2; Определение требований, относящихся к продукции, 7.2.1; Анализ требований, относящихся к продукции, 7.2.2; Каналы связи с потребителем, 7.2.3 | ПД «Анализ контракта» |
Проектирование и разработка, 7.3 | ПД «Управление процессом проектирования» |
Управление документами, 4.2.3; Управление протоколами («записями»), 4.2.4 | ПД «Управление записями о качестве» |
Управление несоответствующей продукцией, 8.3 | ПД «Управление несоответствующей продукцией» |
Корректирующие действия, 8.5.2 | ПД «Корректирующие действия» |
Предупреждающие действия, 8.5.3 | ПД «Предупреждающие действия» |
Внутренний аудит, 8.2.2 | ПД «Внутренние проверки системы качества» |
Компетентность, осведомленность и подготовка, 6.2.2 | ПД «Управление кадрами» |
Один из первых шагов в создании и внедрении системы качества - выработка политика в области обеспечения качества проектирования и инженерных изысканий для строительства, которая предусматривает ответственное и постоянное руководство процессом работ на всех стадиях производства применительно к требованиям международных (ISO серии 9000) и национальных (ГОСТ Р ИСО 9000) стандартов. Эта политика должна содержать стратегические цели и задачи предприятия, важнейшие технико-экономические показатели производства, способы их достижения.
На втором (рабочем) этапе сформулирована документированная процедура (ПД) «Политика руководства и цели института в области качества». Процедура прошла обсуждение, были собраны и проанализированы предложения ведущих подразделений и специалистов, намечены способы реализации предложений, распределена ответственность за их выполнение. Началась активная работа с ресурсными элементами института: подготовлена схема размещения подразделений, разработаны уставные документы по системе качества – Положения о Совете по качеству, ОСК, лицах — кураторах СК (председателе и членах Совета), уполномоченном руководства по качеству, руководителе проекта СК.
Становление службы качества характеризуется включением в работу СК всего коллектива. Каждому подразделению института необходим свой «устав» — положение о подразделении, а его сотрудникам — индивидуальные «паспорта» — должностные инструкции. Для подготовки таких документов были разработаны два стандарта предприятия, устанавливающих порядок их создания и построения. Технология работы каждого подразделения была описана по процедурам, т.е. задокументирована, при этом использовался сложившийся опыт системы КС УКП.
По мере становления СК расширялись функции службы качества, объем документации. Задачей ОСК в это время было сохранить заданный темп формирования СК, заручиться поддержкой созданных в подразделениях рабочих групп, довести понимание сути и принципов СК до каждого сотрудника.
ISO 9001:2000 допускает индивидуальный отбор и последовательность создания документов СК применительно к статусу предприятия, тематике ведущих производственных процессов, его количественному составу. Перечень документов содержал как первоочередные документированные процедуры и их «владельцев» по уровням значимости, так и процедуры (см. таблицу), которые составили «скелетную» часть документации и в наибольшей мере обеспечивали результативность управления всей системой качества.
Расширительныепроцедуры («Экологического мониторинга», «Управление контрольно-измерительными приборами и испытательным оборудованием» и др.) было намечено выполнить после завершения организации СК, когда механизм СК будет работать в регулярном режиме.
Психологические трудности восприятия СК коллективом обусловили поведение руководства института: действовать не принуждением, а путем терпеливого и регулярного разъяснения своих планов. В результате такой работы документы высшего стратегического уровня, должностные инструкции разрабатывались «снизу» усилиями самих сотрудников. Была определена ответственность, закреплены полномочия и схемы взаимодействия руководящего, выполняющего и контролирующего организацию процедур и документов СК персонала. Все это согласовывалось с участниками Проекта организации СК, а результат был представлен в утвержденной директором ФП матрице ответственности (МО) (Табл.4).
Учитывая сжатые сроки, ОСК взял на себя написание многих шаблонов документов производственных процессов. Их полезность во многом зависит от активности участия специалистов института. Так разработаны «Управление документацией», «Управление кадрами», «Управление процессом проектирования» и др. Всего на первом и втором этапах было введено в действие 174 документа. Недостатки, выявленные при их практическом использовании, устраняли по мере обнаружения. Можно считать, что на втором этапе была сформирована регулярная служба управления качества.
На третьем (завершающем) этапе,институт начал подготовку к сертификации СК. Большую помощь в этот период оказал новый аккредитованный консультант — ФГУП ЦНС Госстроя России, имеющий большой практический опыт. При его содействии продолжалась подготовка документов СК, относящихся к работе отдельных подразделений и локальным процессам – управлению несоответствующей продукцией, корректировке, идентификации и актуализации отчетов и нормативов.
Функционирование и совершенствование системы качества включает проведение внутренних аудитов (обязательный элемент любой модели СК) экспертами из числа сотрудников предприятия. После завершения серии внутренних аудитов был проведен предсертификационный аудит силами экспертов-консультантов, выявивший необходимые доработки. Ознакомление предприятия – консультанта с итогами доработки позволило ему сделать вывод о соответствии организационно-управленческой структуры Фундаментпроекта требованиям МС ISO серии 9000.
Завершающая процедура внедрения системы качества — проведение сертификационного аудита, а документальное подтверждение — получение сертификата. Таким сертифицирующим органом руководство института выбрало фирму ООО «ТЮФ Интернационал РУС», сертификаты которой признаются большинством европейских стран. Проведенный этой фирмой сертификационный аудит признал, что система управления качеством на основе международного стандарта EN ISO 9001:2000 в институте внедрена и в целом удовлетворяет требованиям стандарта. Независимый аудит уполномоченного органа TÜV Rheinland InterCert Kft удостоил институт Фундаментпроект Международного сертификата (регистрационный № 75.100.70017) и права пользования знаком TÜV CERT Европейского центра аккредитации в Брюсселе (13.04.2004 г.). Сертификация вывела институт на новый уровень общественной известности и подняла его технический статус.
Получение Сертификата не может служить основанием для самоуспокоения и расслабления: уровень системы управления качеством необходимо постоянно поддерживать и повышать. В этих целях сертификационным органом ежегодно проводятся обязательные проверочные аудиты, а по истечении трех лет — новый сертификационный аудит с выдачей нового сертификата на последующие три года. Для поддержания СК в рабочем состоянии в сертифицированных предприятиях в течение каждого года проводят внутренние аудиты, число которых утверждается в начале текущего года и зависит от структуры организации и численности персонала.
Став сертифицированным учреждением, Фундаментпроект не замыкается только на своих внутренних проблемах. Постоянно проводится обмен опытом с другими предприятиями по внедрению и функционированию системы качества. Специалисты института в свою очередь консультируют партнеров по работе — заказчиков, субподрядчиков по практическим вопросам функционирования системы управления качеством.
Опыт Фундаментпроекта по созданию СК показывает, что сложности разработки, организации и внедрения системы управления обусловлены двумя основными факторами.
Именно в такой разнонаправленной связи надо понимать и принимать требования ISO 9001:2000 как живой системы управления качеством, постараться приспособить ее к сложившемуся производству конкретного предприятия и использовать в интересах предприятия в целом и каждого из его сотрудников в отдельности